Размер 5/4: нет ничего невозможного
Играя мелодию в размере 5/4, вместо обычных четырех долей в такте появляется пять долей, т.е. пять четвертных нот. Если вы, к примеру, видели телешоу Mission Impossible («Миссия невыполнима») и слышали его выразительную музыкальную тему, то вспомните мелодию в размере пять четвертей.
Размер пять четвертей можно разложить на группу из двух долей, за которой идет группа из трех долей, либо на группу из трех долей, за которой следует группа из двух
Работая по рисунком, обратите внимание, что:
Размер 7/4: добавление еще двух долей
Размер 7/4 играется точно так же, как и размер 5/4, но в нем в каждый такт добавляется еще по две доли. Сформируйте в такте группы из двух и трех нот и вы готовы к созданию иде-азъно отточенной басовой схемы в размере семь четвертей. Песня «Money» группы Pink Floyd представляет собой очень удачную композицию в размере 7/4.
Вы можете группировать доли такта 7/4 следующим образом: три доли, плюс две доли, плюс еще две доли (в любом порядке). Вы можете преобразовать эти ритмические группы в музыку, комбинируя ноты в две группы по две четвертных доли и одну группу в три доли. Группируйте длительности любым желаемым образом. Вы можете просчитывать размер схемы, как —раз-два-три-раз-два-раз-два раз-два-раз-два-три-раз-два» или «раз-два-раз-два-раз-два-три«. Ноты в этой схеме подойдут для мажора, минора и доминант септаккорда.
Работая с этим рисунком, обратите внимание, что:
Предложенные ноты подходят под мажор, минор и доминантсептаккорд. И если вы не из пугливых, для вас я приготовил еще одну схему в размере 7/4, которая разделена на шестнадцатые ноты действительно умопомрачительная (и, так сказать, «пальце помрачительная») задача. схема с группированием долей «два-три-два«, где используются шестнадцатые ноты. Ноты этой схемы подходят под все мелодии мажоре, миноре или доминант септаккорде.
Подборка схем различных нечетных размеров, предложенная в этой главе, позволит вам хорошо попрактиковаться, чтобы уравновешенно исполнять эти неуравновешенные ритмы.
Мелодия вальса сложные размеры: 5/4 и 7/4
Мелодия вальса переносит нас в эпоху королей, в императорские бальные залы, заполненые дамами в пышных бальных платьях и джентльменами во фраках, плавно кружащимися звуки музыки.
Структура любого такта в нечетном размере может быть представлена как комби! групп по две и по три доли. Именно так, все сводится только к двойкам и тройкам. Например если в такте нужно считать до семи, разделите этот размер на группы из двоек и троек. Bместо того чтобы считать «раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь», можно считать так:
раз, два, три, раз, два, раз, два«, или так: «раз, два, раз, два, раз, два, три«.
Количество долей в такте остается таким же, но если вы разделите такт на группы по две и три доли, то сможете легко проговорить счет для такого размера. Выбирая ноты, которые будут задействованы в мелодиях нечетных размеров, следует брать длительности, которые естественно делятся в группы по две и три ноты, а затем ритмически или гармонически объединять полученные группы. Помните, что эта идея группирования нот подходит для любого нечетного размера.
Если вы увидите, что добиваетесь определённых успехов в гитарной музыке, то можно задуматься и о профессиональной карьере музыканта. Сейчас можно без труда осуществить запись гитары. Например, научились вы играть вальс можете спокойно записать звучание вашего инструмента.
Все вальсы написаны в размере три четверти
Вальс это самый распространенный из всех стилей, имеющих нечетный размер. Вальс настолько привычен, что его вообще не воспринимают как нечетный размер. Все вальсы написаны в размере три четверти (отсюда и обозначение 3/4 )и счет идет так: раз-два-три, раз-два-три и т.д. (Обратите внимание: выделенные доли ударные.) Вальсы часто встречаются в мюзиклах и в джазе, поэтому вы должны быть готовы к исполнению таких композиций.
Технически вальс для басиста очень приятен, потому что обычно играется только одна или две ноты в такте. Но не забывайте считать. Просто играйте тонику или доминанту в каждой первой доле такта. Такой аккомпанемент подходит под любой лад мажорный, минорный или доминант септаккорд.
Если вы хотите немного оживить вальсовую партию, добавьте еще одну ноту в третьей (последней) доле такта например, доминанту. Ритм три четверти популярен и легко подхватывается, так что уже к пятому такту вам не придется думать о ритме. Ритм три четверти становится естественным. Это всего-навсего мелодия, написанная не в стандартном четырехдольном размере.
Каждый такт в нечетном размере имеет нечетное количество долей: например, мелодия может иметь три, пять, семь или больше ударных долей в такте. Итак, стоит ли пугаться такого размера? Конечно же, нет, ведь вам даже не придется считать дальше трех. В этой главе вы научитесь легко и изящно играть музыку в нечетных размерах.