Аккордовая теория для гитаристов

Знание аккордов, игра аккордами, обыгрывание аккордов в соло – это значительная часть гитарной жизни. Наверно, даже большая. Еще в 14 веке в Европе инквизиторы объявили гитару инструментом неправедным, потому что «каждый адекватный парень может быть музыкантом с гитарой». Этой славой гитара обязана аккордам и аккомпанементу, который сравнительно просто освоить в базовых формах. Немного инструментов может себе позволить создать полифонию (аккорды) – кроме гитары и других щипковых это разве что фортепьяно, ксилофоны и на худой конец волынка. Сравните это с огромным множеством скрипок, дудок и человеческих голосов и вы поймете, что гитара заслужила свою популярность.

Многие гитаристы, как и я сам, считают, что на гитаре надо пилить. Шреддить, если хотите. Это действительно привлекает внимание и автоматически ставит на вас знак «виртуоз». Особенно, если пассажи чисты и ритмически точны. Но из-за бесконечных тренировок различных запилов и фраз возникает большой пробел в музыкальности – откуда эти фразы, почему они именно в этом месте, а можно ли сыграть их в другом, могу ли я сам сочинить хорошую фразу? Если гитарист имеет понимание аккордов, гармонии (последовательности аккордов), то он без труда сможет определить, что к чему, и будет гораздо лучше ориентироваться в произведении. Не забуду упомянуть, что знание аккордов и аккордовых схем улучшает слух, позволяет легко ориентироваться на грифе и в жизни в целом.

Итак, начнем с начала. Что такое аккорд? Музыкальная теория говорит нам, что аккорд – это созвучие из трех и более звуков. Созвучие из двух звуков – интервал. Но сейчас не об этом. Если взять гитару и сыграть одновременно три любые струны зажатые на любых ладах – это будет аккорд. Четыре или пять или шесть струн – тоже аккорд. На практике аккорды чаще всего используются в качестве аккомпанемента мелодии – они, проигранные в определенном ритме, создают гармонию – последовательность аккордов, которые поддерживают мелодию. Или, другими словами, мелодия неразрывно связана с аккордами, составляя единое целое.

 На гитаре, в отличие от фортепьяно, музыкант при игре аккордами должен думать не только о них, но и об аппликатуре. Это бич и спасение всех гитаристов. С одной стороны, аппликатура позволяет визуально выучить все основные аккорды, ставить их на разных ладах, что позволяет легко менять тональность, а с другой, на продвинутом уровне недостатки инструмента не позволяют легко брать многие инверсии, некоторые аккорды вообще взять невозможно!

Тоже самое, кстати, многие заметят с табулатурой и нотами. Табулатура проста и визуальна, но только знание нот позволит достичь профессионального уровня. Естественно, я не буду мучить моих читателей, и все примеры будут написаны в табулатуре.

И первый пример будет связан с концепцией 5 позиций. Для аппликатурного удобства гитаристы выдумали 5 основных позиций открытых аккордов, от которых пляшут все остальные аккорды на гитаре, а так же идеи для соло.

Рассмотрим их:

1. Позиция Ля (по-латински – А)
E —-0————————
B —-2————————
G —-2————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

Этот аккорд – Ля мажор, или A. Напомню, табулатура читается так – сверху вниз расположены струны, начиная от самой тонкой(первой), заканчивая самой толстой(шестой). Цифры – номера ладов, которые надо зажать, ноль значит открытую (незажатую) струну. Крестик значит, что струна не играется.

Это одна из самых распространенных позиций, вот первый аккорд многих гитаристов, Am (ля-минор), который выглядит вот так:
E —-0————————
B —-1————————
G —-2————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

Он находится как раз в этой позиции. Еще раз напомню удобство такой системы – если вам нужен аккорд B(си-мажор), просто возьмите барре на втором ладу и поставьте то же самое визуально, будет звучать B. Чтобы сыграть Bm(си-минор), зажмите струны как показано на второй табулатуре. На третьем ладу – C, на пятом – D.

И все! И не нужна никакая музыкальная теория! Никаких книжек, построений аккордов, размышлений над интервалами. Гитара дает сравнительно легкий путь к аккордам, его стоит развивать. Конечно, мы обязательно займемся построением аккордов, но в другой статье. А сейчас вернемся к позициям.

2. Позиция Ми (E)
E —-0————————
B —-0————————
G —-1————————
D —-2————————
A —-2————————
E —-0————————

Cкорее всего, это второй аккорд, который выучили многие из гитаристов. Из тех, кто вообще учил аккорды, конечно…

3. Позиция Ре (D)
E —-2————————
B —-3————————
G —-2————————
D —-0————————
A —-х————————
E —-х————————

Объясню, почему на некоторых аккордах стоят крестики – это очень просто. Самой низкой нотой аккорда должна быть (в большинстве случаев) его тоника – Ля для Ля-минора или мажора, Ре для Ре-мажора или минора. Если внизу будет звучать другая нота, то аккорд изменится, и, в этих случаях, появится грязь в звуке. Поэтому лучше их не играть – глушить, или не задевать.

4. Позиция До (C)
E —-0————————
B —-1————————
G —-0————————
D —-2————————
A —-3————————
E —-x————————

5. Позиция Соль (G)
E —-3————————
B —-0————————
G —-0————————
D —-0————————
A —-2————————
E —-3————————

Итак, мы рассмотрели 5 основных позиций открытых аккордов. Внимательно приглядевшись, вы увидите, что все остальные аккорды — изменения этих основных позиций, так или иначе связаны с ними. Скажу даже больше, большинство соло-фраз тоже связаны с этими позициям, так как они строятся, исходя из звуков аккорда, поэтому знание этих позиций обязательно для гитаристов всех уровней – от кухонного песняра, до стадионного профессионала. В качестве домашнего задания рекомендую посмотреть основные варианты этих аккордов(на примере E это будут Em и E7)и понять, чем они отличаются, и как их поставить аппликатурно.

Как сказал великий гитарист Джо Пасс – простейший способ добавить интереса в игру аккордов – украсить их расширениями и альтерациями. На первый взгляд это звучит страшновато, но на самом деле все гитаристы делают это, даже не задумываясь. Приведу простой пример – играя бой на аккорде D(Ре-мажор) в открытой позиции, не тянуло ли вас сделать вот так:

Позиция D
E —-2-3-2——————-
B —-3————————
G —-2————————
D —-0————————
A —-х————————-
E —-x————————-

Ну как? Узнаете себя? Это одно из самых популярных «украшений», играется мизинцем, постигается практически интуитивно. А вот еще популярный пример. Его можно услышать в сотнях песен:

Позиция Am
E —-0——0——0—————
B —-1——0——1—————
G —-2——2——2—————
D —-2——2——2—————
A —-0——0——0—————
E —-x——x—-x—————

Надеюсь, теперь понятно, что всевозможные добавления и интересные штучки с аккордами не так далеко, как кажется. Объясню, в чем тут дело, и почему в одних случаях они работают, а в других – нет.

Простейшие аккорды состоят из трех звуков – тоники, третьей ступени(терции), и пятой ступени(квинты). От третьей ступени зависит, будет ли аккорд мажорным, или минорным. Посмотрим на эти три звука:

А(Ля-мажор)
E —————————-
B ——————————
G ——————————
D ———-2——————
A —-0—4———————
E —————————-

Аm(Ля-минор)
E —————————-
B ——————————
G ——————————
D ———-2——————
A —-0—3———————
E —————————-

Разница, на первый взгляд, небольшая. Но если вы сыграете эти аккорды в привычном варианте (на 5 струнах), то поймете, что звук и настроение у них абсолютно разные. Добавлю, что все ноты в этих аккордах – это повторения какой-либо из трех главных нот, то есть на 5 струнах присутствуют три главные ноты аккорда, при этом 2 из них повторяются (в октаву). Закон простой – чем больше нот повторяется, тем мощнее звучит аккорд. Чем больше струн задействовано, тем громче поет гитара.

Итак, если мы добавим к этим трем нотам еще одну ноту (желательно, сверху, или в середине регистра, на первых 4 струнах), то это будет называться расширение – аккорд расширен дополнительным звуком и звучит иначе. Если мы поменяем одну из основных нот аккорда (кроме тоники, пожалуй), то это будет альтерация – изменение трезвучия. Приведу несколько примеров таких аккордов, может, на их основе у вас появятся собственные идеи в этом направлении.

Аsus2
E —-0————————
B —-0————————
G —-2————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

Asus4
E —-0————————
B —-3————————
G —-2————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

D6
E —-2————————
B —-0————————
G —-2————————
D —-0————————
A —-x————————
E —-x————————

Em9
E —-2————————
B —-0————————-
G —-0————————
D —-2————————
A —-2————————
E —-0————————

Сsus2
E —-0————————
B —-3————————-
G —-0————————
D —-2————————
A —-3————————
E —-x————————

Как видите – визуально это все вариации на основные формы аккордов, которые мы изучили в первой статье. Что касается использования их на практике, то здесь рекомендую пользоваться слухом в первую очередь. Почувствуйте, подходит такой аккорд к конкретному месту, или нет. Так вы разовьете слух и быстрее все запомните.

Есть еще один момент, о котором хотелось бы сказать – септаккорды. Вообще, из простых аккордов три формы наиболее распространены – мажорный аккорд, минорный, и септаккорд. Он отличается тем, что состоит из 4 звуков. К основному трезвучию добавлена 7 ступень. Посмотрите, как он выглядит.

А7 (Ля-семь, или мажорный септаккорд)
E —-0————————
B —-2————————
G —-0————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

Аm7(Ля-минор семь, или минорный септаккорд)
E —-0————————
B —-1————————
G —-0————————
D —-2————————
A —-0————————
E —-x————————

Добавленная четвертая нота – на третьей струне. Остальной состав аккорда остался таким же. И применять всевозможные украшения можно так же, как и с обычными аккордами. Это несложно, стоит только проникнуться духом исследователя, и пробовать-пробовать-пробовать. Гитара постигается в практике.

Добавить комментарий

Заходите_на_мой_канал