Сегодня вы узнаете о том, как можно транспонировать аккорды из одной тональности в другую. О том как можно транспонировать аккорды знают далеко не все, а это один из бесценнейших навыков гитариста.

Что значит транспонировать аккорды и для чего это надо?

Транспонировать аккорды значит перевести аккорды из одной тональности в другую для более удобного исполнения. Например если музыка песни для вас слишком высокая, вы можете понизить тональность и петь эту песню вам будет гораздо комфортнее.

Соответственно если музыка слишком низкая то транспонируя аккорды можно повысить тональность для удобства.

Транспонировать аккорды не сложно но тут нужен определённый навык. Попытаемся разобраться:

Заголовок блока
В музыке существует 7 нот :
C – до
D- ре
E – ми
F – фа
G – соль
A – ля
H – си

Легче всего рассмотреть расположение этих нот на клавишах пианино. Внимательнейшим образом рассматриваем картинку внизу. Ещё лучше будет если вы сохраните её на компьютер и распечатаете.

Белыми клавишами обозначены ноты. Найдите две чёрные клавиши. Чуть левее их будет располагаться нота До.

Первое чему нужно научиться для транспонирования, это определение расстояния между двумя нотами. Давайте посмотрим на ноты До и Ре.

Расстояние между двумя этими нотами равно одному тону, потому что между нотами есть чёрная клавиша. Тоесть расстояние от С до С# равно пол тона, а расстояние от C# до D равно пол тона.

0.5 тона + 0.5 тона равно 1 тон

Теперь давайте посмотрим на ноты E и F.

Между ними нет чёрной клавиши поэтому расстояние между ними равно 0.5 тона. Чёрные клавиши это бемоли и диезы.

ЗАПОМНИ:между нотами E и F, а также H и C расстояние равно пол тона! Важно знать что такое бемоли и диезы.

Диез (#) – знак повышаюший на пол тона ноту перед которой поставлен.
Бемоль (b) – знак понижающий на пол тона ноту перед которой поставлен.

Как вы можете видеть каждая чёрная клавиша имеет два названия.

ЗАПОМНИТЕ: Eb и D# это одно и то же. В первом случае мы понижали ноту ре на пол тона, во втором повышали ноту ми на пол тона. Но получили ОДНО И ТОЖЕ.

Потренируйтесь определять расстояние между нотами, это основа транспонирования.

Заголовок блока
Задания:
Определите расстояние между D и F# (2 тона)
Определите расстояние между E и A# (3 тона)
Определите расстояние между F и Gb (0.5 тона)
Определите расстояние между Eb и C# (1 тон)
Разберём это на примере всем известной песни “Милая моя”

 Em
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
G               D7                G
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
H7                                  C E7
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Am                H7                 Em
Вот и окончилось все, расставаться пора.

Припев:
     Em      Am D7          G
     Милая моя, солнышко лесное,
     Em              Am
     Где, в каких краях
       H7           Em
     Встретишься со мною?

Давайте переведём эти аккорды в тональность ля-минор (Am), более простую и в игре и в исполнении.

Для этого выпишете все аккорды песни по строчкам, должно получится примерно так:

Em

G D7 G

Am H7 C E7

Am H7 Em

Припев:

Em Am D7 G

Em Am H7 Em

Отлично! Теперь давайте переводить аккорды. Тональность песни в большинстве случаев определяется тем аккордом с которого сама песня начинается. Этот вариант песни начинается с аккорда Em, тоесть эта песня в тональности Em. Нам надо перевести в тональность Am, для этого определим расстояние между нотами тональности.

Как видите расстояние между нотами E и F пол тона (между ними нет чёрной клавиши), а между нотами F и G, G и A расстояние один тон (есть чёрная клавиша)

Путём неимоверно сложных математических вычислений определяем что расстояние между этими нотами 2.5 тона

Итак первый аккорд мы определили. Теперь наша задача перенести все остальные аккорда на 2.5 тона вверх.

Возьмём аккорд G. Из G в A тон, из A в H ещё один тон + пол тона из H в C. Получаем аккорд С .

Следующим берём аккорд D7. Семёрку пока не трогаем, работаем только с нотой D.

Из D в E тон, из E в F пол тона + ещё один тон тоесть из F в G.

Мы получили ноту соль, записываемую G. Но первоначальным аккордом был D7 а не просто D поэтому мы подписываем к ноте G cемёрку.

ЗАПОМНИТЕ: При переносе аккорда из тональности в тональность значки “m” “7″ сохраняются. Тоесть если у вас был минорный аккорд то получить вы должны тоже минорный. (минорный аккорд аккорд содержащий букву “m”)

Проделав эту операцию нужно количество раз мы получим вот такой вид песни.

 Em
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
 G               D                G
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
 Am                H7               C  E 
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Am               H7                 Em
Вот и окончилось все, расставаться пора.

   Припев:
 
   Em    Am   D           G
   Милая моя, солнышко лесное,
   Em              Am    H7          Em
   Где, в каких краях встретишься со мною?

Ну вот и всё, вот мы и транспонировали аккорды этой песни. Остальные песни можно странспонировать точно так же!

P.S. Так может получиться что после прочтения этой статьи вы ничего не поймёте. Внимательно прочитайте её несколько раз и я уверен вы быстро разберётесь в написаном, всё горазда проще чем кажется!)

Добавить комментарий